Ипотека - каталог ипотечных банков    
 
     
 
Ипотечное кредитование

ЗАКЛЮЧЕНИЕ - ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


При изменении цен на жилье или наступлении финансовых проблем у застройщика участники проекта — залогодатели должны быть защищены законом и иметь гарантии государства по возврату вложенных денежных средств. Залогодатели, также как и кредиторы, по новому законодательству должны иметь возможность быстро и по доступным ценам получать достоверную информацию по недвижимости, обладать всей информацией об условиях кредита на всем ипотечном рынке (для сравнения и выбора), о застройщиках, других участниках ипотечных отношений, знать свои права и обязанности, иметь представление о последствиях невыполнения обязательств сторон по договорным жилищно-ипотечным отношениям*. В настоящее время законодательство не способствует этому**. Например, в Федеральном законе от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в ст. 20, 21) содержатся нормы о том, что застройщик обязан любому лицу предоставить информацию о себе и о проекте строительства. Однако без соответствующей ответственности данные нормы бездействуют.

* В настоящее время банки, предлагая кредитные продукты, не предоставляют заемщикам информацию о реальной стоимости услуги в таком формате. Высокие ставки по кредитам дробятся на составные части, и это вводит заемщика в заблуждение относительно действительной их стоимости.
** Без правовой защиты населения отношения залогодателей по долевому участию в строительстве будущего жилья являются весьма рискованными для граждан и представляют серьезную угрозу возникновения строительно-финансовых пирамид, о чем свидетельствуют массовые случаи обманутых субинвесторов. Даже после принятых новых законов залогодатели, беря на себя весь риск застройщика по завершению строительства, не имеют достаточных гарантий получить квартиру в собственность из-за остающейся изначально юридической непрозрачности всей схемы договорных отношений. В результате застройщик пользуется бесплатным финансовым ресурсом (аналог беспроцентного кредита), получив максимальные льготы и гарантии по новому законодательству, направленному на развитие доступного жилья граждан.

Поэтому целесообразно хотя бы в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (в ст. 14.28 «Нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости») предусмотреть ответственность застройщика (других участников ипотечных отношений) за непредставление информации о себе и проекте строительства в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
.На данном этапе экономического развития, учитывая российскую специфику жилищных отношений, следует сделать упор на развитие одноуровневой модели рефинансирования с государственной поддержкой. Наибольшая поддержка должна оказываться применению социальной ипотеки, социальным ипотечным кредитам, дотируемым из бюджетов напрямую и без использования механизмов рефинансирования. Данный вывод сделан на основе анализа практики и устоявшихся подходов отечественной и зарубежных правовых теорий, подтверждающих свою жизнеспособность.

Предпочтение автором отдается также наиболее отрегулированной системе социальной поддержки заемщиков, действующей в Германии, где вкладчики (стройсберкасс) по схеме ссудно-сберегательных касс получают ежегодные премии за свои сбережения (до 10% к накопленной сумме). После получения жилищного кредита государство использует прямые (денежные дотации при погашении процентов), например погашение части кредита при рождении в семье заемщика ребенка, и непрямые (налоговые льготы) формы помощи заемщику, в зависимости от имущественного состояния, состава его семьи и т.п. После анализа 300 законов и постановлений субъектов Российской Федерации предлагается шире использовать имеющийся положительный региональный опыт применения социальной ипотеки жилища на федеральном уровне, основанный на законодательной опеке и бюджетных гарантиях.

 

 

ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЯ - СОВЕТЫ ПО ИПОТЕКЕ

 
|