Ипотека - каталог ипотечных банков    
 
     
 
Ипотечное кредитование

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ СИПОТЕЧНЫМ КРЕДИТОВАНИЕМ - ЧАСТЬ ПЯТНАДЦАТАЯ


По опыту практики ипотеки в развитых странах, постоянно демонстрирующей активность государства в ипотечных отношениях, предлагается, во исполнение специальных правительственных программ*, предусмотреть в законодательстве нормы, направленные на создание условий доступности ипотечных кредитов для рядового гражданина. Оказание поддержки государством нуждающихся граждан в жилище может охватывать два направления:
- на этапе предварительного накопления — с помощью выделения дотаций (субсидий) из бюджетов различного

• уровня, гарантии их сохранности, сберегательные премии за хранение средств на целевых вкладах по приобретению жилища;
- на этапе погашения ипотечного кредита — также дотации
и льготы по сокращению долгов по кредитному договору
(льготные условия выплаты заниженных процентов
по кредиту, его индексации, снижения общих затрат по
ипотечному кредитованию**, различные налоговые льго
ты***). Дифференция инструментария государственного
регулирования ипотеки жилища с учетом реальных дохо
дов населения и качества жилища.
Только государство способно регламентировать разумные, экономически просчитанные, сбалансированные условия в ти-
* Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.2002 № 104, от 26.07.2004 № 380, с изм., внесенными распоряжением Правительства РФ от 21.10.2004 № 1355-р). В состав данной Программы включены подпрограмма «Государственные жилищные сертификаты» и принятые подпрограммы: «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда»; «Обеспечение мильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф»; «Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса «Байконур»; «Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации»; «Обеспечение жильем молодых семей»; «Субсидии для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»; «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» и др.
** Включая снижение затрат заемщиков при оформлении документов, предоставление налогового вычета при оформлении ипотечного кредита и покупки жилища и т.д.
*** Использование не фискальной, а регулирующей роли налогов через предоставление налоговых скидок, отсрочки уплаты налогов и освобождение полностью.

повых договорах кредитования, ипотеки, долевого участия в строительстве и др., включая конституционную процедуру обращения взыскания на заложенное имущество и его реализацию.
Государственная адресная финансовая помощь гражданам при приобретении жилья с привлечением ипотечных кредитов должна стать неотъемлемым элементом жилищно-социальной политики. Оказывая воздействие на экономику, государство обеспечивает соблюдение установленных законом прав и свобод человека и гражданина путем формирования необходимых условий для их осуществления. Для создания гарантий, защиты прав нуждающихся в жилище граждан, контроля за соблюдением законодательства другими лицами регулирование жилищного ипотечного кредитования должно являться преимущественно функцией государственных органов. Лишь небольшую часть полномочий по установлению правил ипотеки государство может передать профессиональным участникам рынка.
Таким образом, на наш взгляд, можно выполнить основную задачу жилищного ипотечного кредитования — создание принципа доступности жилищного ипотечного кредитования для широких масс населения для стимулирования экономической, политической и социальной стабилизации общества.
Использование опыта зарубежного права и практики международного банковского кредитования может послужить катализатором для развития соответствующих теоретических конструкций в российском праве и поможет поднять отечественную правоприменительную практику в данной области до уровня международных стандартов.

 

ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЯ - СОВЕТЫ ПО ИПОТЕКЕ

 
|